ПЭТ Банка

images (2)На сегодняшний день в России и других странах СНГ производство ПЭТ-банок является достаточно инновационной темой. Отечественные производители преформ, а вместе с ними и производители пищевых продуктов пока еще не отважились вкладывать капиталы в производство широкогорлых ПЭТ-банок. С начала 90-х гг. в Европе и Америке передовой бизнес активно инвестирует производство этого вида тары и упаковки для жидких и сыпучих пищевых продуктов.
Широкогорлая ПЭТ-банка оказалась наиболее востребованной в области производств таких продуктов, как растительное масло, майонез, соус, чай, кофе, кетчуп, маринад, мед, ореховая паста, джем, соль, сода, крупа. В этом секторе производства, в условиях сильнейшей конкуренции на мировом рынке, ПЭТ-банки сыграли неоценимую роль при продвижении новых брендов.
По мнению экспертов, аналогичная ситуация широкого применения ПЭТ-банки в обозримом будущем сложится и на российском рынке. Остается только открытым вопрос: кто окажется первым и получит максимальные дивиденды. Российский рынок широкогорлых ПЭТ-банок до сих пор не освоен и имеет все шансы стать одним из крупнейших в Европе. В данном случае особенно важен факт практически полного отсутствия какой-либо серьезной конкуренции. В серьез не могут восприниматься мелкие производители масло-жировой продукции, пытающиеся раздувать широкогорлые преформы китайского производства на китайских ручных машинах с использованием масляных компрессоров, которые в цивилизованных условиях западной индустрии питания запрещены уже 10 лет. Столь же неконкурентрыми являются попытки отдельных производств наладить выпуск суррогатной широкогорлой ПЭТ-банки из нестандартной ПЭТ-бутылки, раздутой по классической схеме из преформы с узким горлом.
Виды ПЭТ-банок
В зависимости от своего предназначения и потребительских запросов, ПЭТ-банка может быть:
1) по форме — круглая, овальная, цилиндрическая, квадратная, прямоугольная или многогранная;
2) по типу горла — с резьбой под пластиковую крышку или под металлическую типа «твист-офф» или многозаходную.
По цвету банок ограничений, как правило, не имеется. Цвет подбирается производителем в зависимости от предпочтений покупателя. Но чаще банку делают прозрачной, особенно если необходимо обратить внимание конечного потребителя на внешний вид продукта.
По резьбе, диаметру горла, весу и дизайну ПЭТ-банок не существует какого-либо жесткого стандарта. Участникам рынка предоставлена полная свобода действий.
Самым популярным диаметром горла банки является 60 мм. Большие диаметры также могут практиковаться изготовителем, но всегда лучше увязывать диаметр горла с имеющейся в наличии/продаже крышкой.
Первым продуктом на российском рынке в ПЭТ-упаковке стал чай (примерно два года назад). Этот традиционный товар пользовался ошеломительным покупательским спросом по причине оригинальности его упаковки.
Стоить отметить особую технологичность ПЭТ-банки. После употребления потребителем расфасованного продукта, сама банка всегда остается у потребителя. У любой хозяйки возникает соблазн многократного использования ПЭТ-банки, особенно учитывая довольно качественное ее закрытие пластиковой крышкой.

Факторы подготовки

1. Срок годности. При всем многообразии современной пластиковой упаковки пищевых продуктов, особое значение имеет проблематика обеспечения длительного срока хранения продуктов на полках магазинов и складов. Срок хранения — это термин, широко применяемый по отношению к периоду времени, в течение которого продукт в нераспечатанной таре может храниться до того момента, как его химические и физические характеристики станут претерпевать изменения, а его вкусовые и питательные свойства не ухудшатся до определенного предела. Этот предел, или реальный срок хранения продукта зависит от типа продукта, его подготовки, уровня санитарно-бактериологических требований страны применения данной тары, условий розлива или расфасовки, типа упаковки, условий окружающей среды и, наконец, от барьерных свойств материала банки и крышки.
2. Факторы, связанные с продуктом и считающиеся критическими. Прежде всего, это кислотность (рН), концентрация твердых частиц или воды (свободная или связанная), содержание сахара и соли (осмотические процессы), общий бактериальный состав, наличие ферментов, наличие специй (некоторые имеют очень сильный бактерицидный фон), уровень растворенного кислорода, наличие консервантов; т. е. «формула» продукта.
Относительно подготовки продукта, естественно, наиболее важным фактором является время и температура хранения продукта, который, прежде всего, воздействует на бактерицидный фон и активизацию ферментов. Может применяться простая пастеризация (при 72º С за 15 с), когда убиваются патогенные бактерии при сохранении активности общей бактериальной флоры продукта, более сложная обработка — флеш-пастеризация при высоких температурах, еще более сложная — стерилизация типа UHT (Ultra High Temperature).
Другим важным фактором в подготовке продукта является уровень содержания воздуха, а следовательно, кислорода, или наоборот уровень дегазации или деаэрации продукта.

Розлив и расфасовка

Они могуи осуществляыться несколькими способами, перечислим их.
1. Холодным способом или в теплом виде в обычную тонкостенную ПЭТ-банку (в случае холодного розлива или расфасовки продукта при температуре не выше 55º С), что может быть определено в соответствии со степенью чистоты самого сосуда и разливочного оборудования.
2. Чистым, сверхчистым или асептическим способом; с увеличением температуры может проводиться пастеризация в банках или горячий розлив (85º С) вплоть до стерилизации в герметично закрытом сосуде; при этой технологии розлива необходимо значительно увеличивать вес и толщину стенок ПЭТ-банок, а также изменять их конфигурацию соответствующим образом.
3. Обычно продукты с большим содержанием жиров, такие, как масло, разливаются исключительно по причине высокой вязкости при температуре около 43 – 45º С в нормальных или в стерильных условиях, кроме того, также крайне желательна обработка газообразным азотом зоны горлышка банки, где остается воздух под крышкой.

Типология упаковки

Кислород — наиважнейший фактор, влияющий на срок хранения. В зависимости от содержания кислорода в продукте можно говорить о длительности срока хранения продукта в ПЭТ-таре. Кроме того, надо еще учитывать содержание кислорода в продукте до его расфасовки, воздействия остающегося в горлышке бутылки воздуха, а также пропускающую способность пробки. Плюс к этому невозможно оградить продукт полностью от света, перепадов температуры и других форм воздействия, не связанных непосредственно с кислородом.
Немаловажно учитывать влияние таких факторов, как окружающая среда, логистика и система распространения продукта. Наиболее важными являются температура, провоцирующая химические и ферментные реакции, уровень влажности окружающей среды и наличие или отсутствие ультрафиолетовых лучей, вообще световоздействие или радиоактивное воздействие, исходящее от ламп освещения в супермаркетах.
Не все потребители и сами производители продукции знают о значительной разнице в барьерности — способности таких популярных пластических материалов, как полиэтилен, полипропилен, полистирол и полиэтилентерефталат, сопротивляться проникновению через молекулярную структуру материала кислорода, влияющего на физические кондиции продукта (окисление) по мере его длительного хранения. По своим барьерным качествам ПЭТ-материал превосходит своих конкурентов из группы простых полиолефинов по кислородному барьеру — степени поглощения О2 через стенку бутылки:
1) полиэтилентерефталат (ПЭТ) = 95 см3/м2/24 ч при 1 атм;
2) полипропилен (ПП) = 2500 см3/м2/24 ч при 1 атм;
3) полиэтилен высокой плотности (ХДПЕ) = 2900 см3/м2/24 ч при 1 атм.
Барьер к проникновению кислорода через крышку ПЭТ-банки осуществляется путем герметического нанесения (термического приклеивания) на края банки обычной алюминиевой фольги.
Согласно маркетинговому анализу итальянских специалистов разных упаковочных пластиков, имеется мнение, что самый популярный в СНГ полиэтилен высокой плотности ХДПЕ ввиду своих низких барьерных качеств должен использоваться только для упаковки продуктов сельхозназначения или бытовой химии (моющие средства и машинные масла), где в последнее время наметилась тенденция к переходу на полипропилен для наиболее престижных продуктов.

Анализ оборудования и технологий

В самом начале данного обзора необходимо отметить, что в ПЭТ-производстве существует два основных способа производства ПЭТ-тары.
1. Моностадийный — когда за один моноцикл из ПЭТ-гранулята получается готовое изделие (ПЭТ-бутылка или банка); при этом технологический цикл на машине включает обязательную промежуточную операцию инжекционного литья преформ (чем отличается такая машина от привычных термопластавтоматов для ПЭ/ППР — полостного литья под давление), но преформы не охлаждаются и не снимаются с машины, а наоборот, в нагретом состоянии растягиваются и раздуваются в двух направлениях — двухосное ориентирование.
2. Двухстадийный — когда на отдельной инжекционно-литьевой машине сначала производится и охлаждается преформа, а затем на другой машине преформа вновь разогревается, растягивается и раздувается вновь в двух направлениях — двухосное ориентирование.
Вполне очевидна разница в этих процессах — затраты электроэнергии на промежуточные охлаждение и нагрев преформ при двухстадийном способе, что в итоге приводит к значительному удорожанию (до 35 %) себестоимости ПЭТ-тары по сравнению с моностадийным процессом. В результате — чистая экономика и тесно связанная с ней общая рентабельность производства ПЭТ-банок.
Существует другой немаловажный фактор: чисто технологически становится невозможно нагревать короткий конусообразный корпус такой преформы под банку, не затрагивая горловую и резьбовую часть преформы; процесс нагрева и зачастую даже перегрева горла, как правило, весьма пагубно сказывается на физических свойствах горловой части (появляется эллипсность и нарушение термобаланса горловой части преформы) и на качестве укупорки ПЭТ-банки в целом.
Наконец, еще одно неоспоримое преимущество моностадийной машины — возможность изготавливать банки под свой стандарт резьбы и адекватно подбирать для этой резьбы соответствующие крышки. Эта очевидная разница практически приводит к выводу, что моностадийной концепции производства ПЭТ-банок пo-существу нет аргументированной альтернативы. Лидирующим мировым производителем высококачественного и высокопроизводительного моностадийного оборудования для массового выпуска ПЭТ-тары является итальянская компания Sipa.
Компания Sipa, на фоне определенной стагнации известных производителей двухстадийных машин, за счет удачного сочетания своей гибкой производственной гаммы, входит в лидирующую тройку мировых производителей, а в некоторых сегментах ПЭТ-рынка (оборудование для ПЭТ-банок) стала его полноправным лидером.